Лучиано Поваротти и классическая музыка без нот!

Лучиано Поваротти и классическая музыка без нот!

Самым известным исполнителем классической музыки, который не знал нот, являлся Лучиано Поваротти. Он не скрывал, что практически не умеет читать ноты. Однако, несмотря на это, его обостренный слух и собственная система разучивания оперных партий позволили ему стать одним из величайших теноров ХХ века. Когда у Поваротти спрашивали, как он поет, не зная нот, тот отвечал – «Мой отец не знал технологии выпечки хлеба, но он был пекарем и пек его хорошо».

Однако это скорее исключение из правил, поскольку на сегодняшний день исполнители считают верность нотному оригиналу одной из главных составляющих оперной музыки. И стараются исполнить композицию в полном соответствии с оригиналом, который занесен на бумагу в виде нот.

Так было не всегда – во времена барокко музыкант, который не вносил в оригинал свих украшательств, считался скучным. Каждый уважающий себя исполнитель импровизировал и старался придать композиции новое звучание. Одним из выдающихся импровизаторов считался великий пианист Ференц Лист, о нем даже говорили, что Ференц способен сыграть одну и ту же композицию сегодня так, я завтра иначе. Достигал он этого за счет того, что при исполнении сочинений других композиций относился к ним свободно и раскованно, никогда точно не следуя нотам. Также великолепными импровизаторами считались известные композиторы Иоганн Себастьян Бах, Моцарт, Бетховен и еще множество исполнителей прошлого.

Однако даже сегодня музыка зачастую звучит по-разному. В первую очередь это зависит от дирижера, оркестра, исполнителя. Известны факты, когда одна и та же композиция у разных дирижеров, имела различную продолжительность. Одним из самых известных был случай, когда дирижеру Клемпереру понадобилось на десять минут больше времени, чем Караяну для исполнения «Пасторальной» Бетховена.



Теги: