Истинные символы, отражающие русскую традицию, — это матрешка, шапка-ушанка, горячительные напитки и, пожалуй, балалайка. Для нас эти предметы наиболее полно отражают нашу культуру, душу и ментальность. Но много ли мы знаем об истории наших символов? Если углубиться в прошлое балалайки, то выясниться, что старинный русский инструмент имеет совсем не русские корни.
Развитие музыкальных инструментов – сложная страница нашей истории. Возможно, поэтому мы так мало знаем о таком колоритном музыкальном инструмента как балалайке.
Бытует мнение, что этот народный инструмент пришел к нам от азиатской домры примерно в конце 17 века. Его русские музыканты позаимствовали у азиатских племен.
Русская христианская традиция, борясь со скоморошеством, считавшимся дьявольским разгульничеством, запретила всякие упоминания о домре. Поэтому в летописях резко обрывается упоминание домры. Но русские люди всегда положительно относились к народной музыке, поэтому воспользовались своей изобретательностью и заменили чужеродное слово «домра» на родное – «балалайка».
Уже в 18 веке слово «балалайка» стало частью народного лексикона. Балалайка получает массовое распространение балалайка среди увеселительных профессий – скоморохов.
Изменения, конечно, произошли не только в словесном выражении, но и в технической сборке. Народные умельцы усовершенствовали конструкцию этого удивительного музыкального инструмента.
Есть исследователи, которые приписывают балалайке татарское происхождение. Им возражают коллеги, которые не могут отказаться от своих патриотических чувств и отстаивают исконно русские корни балалайки. Кто из них прав?
История запутанная. Данная область культурного знания практически не изучена. Но мне почему-то хочется верить, что балалайка может быть только нашей, русской. Ведь балалайка – это один из наших национальных символов!