Самым известным исполнителем классической музыки, который не знал нот, являлся Лучиано Поваротти. Он не скрывал, что практически не умеет читать ноты. Однако, несмотря на это, его обостренный слух и собственная система разучивания оперных партий позволили ему стать одним из величайших теноров ХХ века. Когда у Поваротти спрашивали, как он поет, не зная нот, тот отвечал – «Мой отец не знал технологии выпечки хлеба, но он был пекарем и пек его хорошо».
Однако это скорее исключение из правил, поскольку на сегодняшний день исполнители считают верность нотному оригиналу одной из главных составляющих оперной музыки. И стараются исполнить композицию в полном соответствии с оригиналом, который занесен на бумагу в виде нот.
Так было не всегда – во времена барокко музыкант, который не вносил в оригинал свих украшательств, считался скучным. Каждый уважающий себя исполнитель импровизировал и старался придать композиции новое звучание. Одним из выдающихся импровизаторов считался великий пианист Ференц Лист, о нем даже говорили, что Ференц способен сыграть одну и ту же композицию сегодня так, я завтра иначе. Достигал он этого за счет того, что при исполнении сочинений других композиций относился к ним свободно и раскованно, никогда точно не следуя нотам. Также великолепными импровизаторами считались известные композиторы Иоганн Себастьян Бах, Моцарт, Бетховен и еще множество исполнителей прошлого.
Однако даже сегодня музыка зачастую звучит по-разному. В первую очередь это зависит от дирижера, оркестра, исполнителя. Известны факты, когда одна и та же композиция у разных дирижеров, имела различную продолжительность. Одним из самых известных был случай, когда дирижеру Клемпереру понадобилось на десять минут больше времени, чем Караяну для исполнения «Пасторальной» Бетховена.