Роль змей в духовной жизни человека

0 7

В настоящее время, когда развитие цивилизации идет семимильными шагами, когда мы стоим на самом верху эволюционной цепочки, мы, тем не менее, также, как и наши предки, в глубине души испытываем страх и боязнь огромного мира фауны, населяющего нашу большую планету. И в частности — страх перед пресмыкающимися семейства змеинных.

strakh pered presmykayushhimisya semeystva zmeinnykhНаверное, каждый второй житель планеты испытывает ужас и отвращение при виде любого представителя из этого семейства, и им при этом не важно, ядовитая это змея или же безобидный полоз.

Это природный инстинкт самосохранения, вследствии ядовитости многих змей, и навязанные нам основы христианского религиозного уклада, который сейчас распространен практически во всех странах «первого» и «второго мира», где змея представляет собой зло, жестокость, искусительство дьяволом.

zmei predstavlyayut soboy nastolko slozhnyy i universalnyy simvolizmНо если «копнуть» немного глубже в историю других религий и мифологий, мы увидим, что змея занимает и диаметрально противоположную сторону. Это пресмыкающееся, обнаруживающееся практически в любой мифологии, представляет собой в высшей степени сложный и универсальный символ с резко выраженной амбивалентностью.

Это, наверно, единственное живое существо, которому присваиваются кардинально противоположные и взаимоисключающие значения (жизнь — смерть, добро — зло, мудрость — слепая страсть, сохранение — разрушение). Такую многозначность змеи как символа представляет собой ряд причин: во-первых, это широта и разнообразие ареала ее обитания (пустыни, поля, леса, различные водоемы), а во-вторых, большое число природных характеристик, наделяемых людьми символическим значением.

zmeya v mifologiiК числу последних относятся: ядовитость, способность не только отравлять, но и душить, а потом целиком заглатывать свою жертву, немигающий взгляд и отсутствие век, скрытный образ жизни в ямах и расселинах, хладнокровность, извивающееся тело, которое несмотря на отсутствие конечностей, способно перемещаться быстрее, чем может уловить человеческий взгляд, шипение (ассоциирующееся у нас, как угроза и опасность), и, пожалуй, самая поразительная и впечатляющая способность змеи — это сбрасывание старой кожи, этакий символ возрождения и новой жизни.

И именно благодаря совокупности всех этих характеристик, змеи представляют собой настолько сложный и универсальный символизм. Еще одна особенность символизма заключается в двуполости, признаком, награжденным древними авторами, которые считали, что она относится к гермафродитам.

Таким образом, змея в мифологии несет в себе как женское начало, так и мужское. Если собрать все источники (фрески, статуи, свитки), дошедшие до наших времен, можно увидеть, что многие богини древности и язычества находились в обществе змей, и это не только символизм женской производящей силы, но и мужской оплодотворяющей.

Во многих странах символ змеи предстает перед нами по-разному. У аборигенов таких материков как Австралия, Африка, Америка (ацтеки, инки, тольтеки), и таких стран как Индия, Япония, Иран, Древняя Греция, Древний Рим, символ змеи представляет собой положительное начало в круговороте жизни, это исцеление, мудрость, беременность, воскресение, плодородие, домашний очаг, и в то же время кардинально противоположный символизм просматривается в культуре ислама, христианства, буддизма, шумеро-семитских традициях, где змея несет в себе только отрицательные качества, такие как хаос, коварство, жестокость, ложь, зло, порочность.

Также представляется, что змеи являются посредниками между миром мертвых и живых, их отожествляют с прислужниками богов подземного царства, а иногда и с самими богами, например, в древнем Египте, боги Наг и Нагайна, боги подземного мира, предстают в виде змей с человеческими лицами.

Основоположными причинами такого ассоциирования является то, что змеи, в основном, живут под землей, хладнокровны (а так повелось, что люди воспринимают «холод» как смерть, «тепло» же как жизнь), и их практически невозможно обнаружить, они появляются как будто из «ниоткуда», хотя на самом деле это просто недостаток наших рецепторов (слух, зрение). И это тоже не в малой степени представляет их как посредников с миром мертвых, духов, призраков.

В настоящее время, когда все больше и больше людей пренебрегают историей и религией, подвергаясь нигилизму нашего времени, полагаются на современную медицину, нашедшую противоядие от яда многих змей, их глубокий символизм в религиозном аспекте забывается.

В силу высоко развитой науки и медицины, все больше людей воспринимает их как всего лишь еще «один продукт» нашей планеты для улучшения жизнедеятельности человечества (деликатесная пища из мяса змей, многочисленные лекарства из их яда).

Этот эгоцентризм всегда был свойственен для людей, как только устранена опасность для народа от того или иного явления, о нем сразу же забывают, перекидывая все свои силы на другое «бедствие».

Многие люди, живущие в так называемых «каменных джунглях», видят живую природу только по телевизионным источникам, и все сильнее и сильнее отделяются от того мира, к которому мы принадлежим, забывая традиции, разучиваясь жить в симбиозе с тем миром, в котором мы зародились.

Вам понравится:

Комментарии:

Ваш электронный адрес не будет опубликован.