Водород как глобальная замена топливу
Сегодня многие технические трудности успешно преодолены. Водород все чаще претендует на роль возможного заменителя природного газа, бензина, дизельного топлива.
В 1968 году в Институте теоретической и прикладной механики Сибирского отделения Академии наук СССР под руководством академика В. В. Струминского была проведена экспериментальная проверка двигателя ГАЗ-652, работающего па водороде. Двигатель функционировал безупречно. Коэффициент полезного действия при этом оказался выше, чем при работе па бензине, а нагрев много меньше.
Согласно оценкам ученых водород во многих отношениях представляет собой лучшее горючее для автомобилей, потому что не создает таких связанных с жидким топливом проблем, как паровые пробки в системе подачи топлива, недостаточное испарение или плохое смешение воздуха с топливом.
При сжигании водорода не появляются токсичные продукты вроде углеводорода, угарного газа, окислов серы. А вот окислов азота образуется в 200 раз меньше, чем при сжигании бензина. Выхлопные газы автомобиля, работающего на водороде, в сущности, представляют собой чистые пары воды. Становится возможным уменьшить и износ двигателя.
Для автомобилей заметим: «водородный» двигатель в ряде случаев может быть примерно на 50 процентов эффективнее бензинового, главным образом, потому, что он работает на обедненной смеси, имеет более высокую степень сжатия, очень небольшое опережение зажигания и полное сгорание.
Водород заключает в себе гораздо больше энергии по сравнению с бензином. Да и процесс перехода от обычных источников энергии к водородным достаточно прост. В сущности, любой двигатель можно перевести «на водород», добавив к нему газовый карбюратор, обеспечив возможность подвода воды и проведя кое-какую регулировку.
Однако есть и «помехи», которые стоят на пути широкого вхождения в нашу жизнь водородного автомобиля. Главные из них — все еще относительно малое количество водорода, которым может запастись машина, а также пока еще высокая стоимость «водородной энергетики» по сравнению с энергией бензина. Но все они, без сомнения, будут преодолены.
Как получить чистый водород?
Вопрос не столь прост. Именно его решение тормозит немедленное использование в энергетике самого перспективного вида топлива. Есть масса проблем, зачастую чисто технических, которые встают преградами на пути к водородной энергетике. Однако наука не останавливается в своем поиске.
Запатентовано множество идей. Одна из них — электролиз воды с потреблением электроэнергии, которая поступит от гидростанций, атомных, термальных и приливных станций, ветряных, солнечных и других энергетических установок. Можно использовать и энергию, получаемую при сжигании обычного городского мусора.