Даосская йога сновидений систематизирует состояния совершенствования осознанности во снах
1) Парящее облако (начало практики, обычное состояние сновидениях)
2) Нефритовый светильник (первые шаги в постижении ОС, для запоминания сны необходимо записывать)
3) Переход через большую реку (ОС минимум 1 раз в неделю)
4) Нефритовый владыка (попадание напрямую в ОС)
5) Небесный свет (постоянная осознанность, нахождение между сном бодрствованием)
Буддизм, поскольку он является для Антона Шустова традицией, которой он отдает предпочтение, был разобран более полно.
Школы буддизма Тхеравада (хинаяна) – древняя буддийская школа, в практику которой входит Випассана – дыхание сознания.
Махаяна – самая распространенная, более поздняя школа, в ее практику входит осознанность в повседневной жизни, в любом обыденном действии и состоянии помогает при практике ОС.
Тибетский буддизм – основанный на сочетании буддийских воззрений и шаманизм автохтонной религии бон, также имеют практики, связанные со сновидениями.
Школа буддизма
Основные школы буддизма, занимающиеся йогой сновидений Сакья – тантрический буддизм; есть йога сновидений. Гелуг – основной ее лидер – Далай-лама; есть разные формы медитации. Кагью – уделяют небольшое внимание практикам ОС, но есть медитация «Ясны свет» – практика медитации перед входом в ОС. Также именно эта школа больше остальных обращает внимание на практику шести йог Наропы, которая имеет значение для всего тибетского буддизма.
Ньингма (метод дзогчен) – связана с религией бон, основная практика – йог сновидений. Именно в этой школе есть представление о том, что сон – это проекция ума. Сновидения даны человеку, чтобы понять иллюзорность этого мира. В этой школ наибольшее значение придается практике «Ясный свет».
Йога практика
Антон привел свои собственные практические наблюдения при использовании практик этих буддийских школ и уверил, что они без всякого религиозного подтекст способны настроить человека на отличное продвижение по практической сторон познания состояния осознанных сновидений.
В качестве концовки Антоном было предложено попрактиковать пару несложны упражнений по релаксации, которые следует осуществлять перед сном. Следующий день семинара должен был в полной мере быть посвящен практической стороне вопроса. Думаю, что подход Антона Шустова является одним из адекватных точек зрения на тему ОС.
Будем надеяться, что в ближайшей перспективе наука будет уделять больше внимание теоретическому и практическому изучению различных измененных состояния сознания, одним из которых, безусловно, может считаться состояние осознанны сновидений.